МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ – ТЫМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 636 752 Томская область, Каргасокский р-н, с. Усть – Тым, ул. Береговая,65 E-mail: usttim@hotbox.ru тел. (факс) (38-253)-39-124 Рассмотрено на заседании пед. совета Протокол №5 От 28. 08. 2014 г. Утверждено приказом № 41 от 29. 08. 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ I Общие положения. 1.1. Образовательная (учебная) программа является одним из ключевых элементов образовательного процесса. Она служит средством реализации образовательных стандартов на портфолио. Учебная программа выполняет следующие функции: Нормативную, т. е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; Целеполагания, т. е. определяет цели и ценности, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную отрасль; Фиксации содержания образования – определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности; Процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, доминирующие формы, методы, средства и условия обучения; Оценочную – определяет уровень усвоения элементов содержания, объекты контроля, критерии оценок степени обученности учащихся. II. Цели программы. 2.1. Программа – средства достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. 2.2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают: Цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика; Задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ; Ранее полученные знания учащимися; Соответствующий профиль обучения и его концепции; Требования, предъявляемые уставом ОУ; Уровневую структуру курса; Информационные и методические возможности отрасли знаний. 2.3. Программа должна отражать требования Закона РФ «Об образовании», нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся. 2.4. Программа должна быть нацелена на: Развитие любознательности как основы познавательной активности; развитие способностей, склонностей, интересов ребенка; Формирование творческого воображения; Развитие коммуникативности; Формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся. 2.5. Программа должна обеспечивать: Оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся; Эмоционально-психологическое благополучие школьника; Прикладную направленность знаний, умений, навыков; Приемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ; Достаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны; Реализацию основных требований регионального компонента. 2.6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности («ученик – ученик», «ученик – группа», «ученик – учитель», «учитель - группа», «учитель – класс»). 2.7. В программе не следует допускать: - дублирования содержания базового предметного курса; - противоречия программам, действующим в ОУ, и требованиям государственного стандарта. 3. Структура программы. Титульный лист; Пояснительная записка; Учебно-тематический план; Содержание изучаемого курса; Основные требования к знаниям, умениям обучающихся. Информационное обеспечение учебной программы. Титульный лист программы включает: Наименование ОУ, реализующего авторскую учебную программу; Должность и ФИО ответственного работника ОУ, утвердившего образовательную программу; Дату утверждения учебной программы; Название учебной программы; Возрастную категорию детей, на которых рассчитана учебная программа; Срок реализации учебной программы; ФИО, должность автора (авторов) учебной программы; название населенного пункта; Год составления учебной программы. Введение (пояснительная записка) раскрывает: Образовательную область и предмет изучения, функции данного учебного курса; Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса; Цель и задачи учебной программы, специфику и значение для решения задач предпрофильной подготовки учащихся; Отличительные особенности данной учебной программы от уже существующих в этой области; продолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); Представление о требованиях к данному элективному курсу, о путях развертывания учебного материала и основных идей курса; Общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения, формы и режим занятий; Ожидаемые результаты; Формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.). 4. Порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору. 4.1. Авторские переработанные, адаптированные программы рассматриваются (защищаются) на заседании МО учителей – предметников. 4.2. МО учителей предметников, методический совет утверждают программы, принимают решение о методическом сопровождении процесса их адаптации и реализации, формах контроля результативности их освоения учащимися. 4.3. Программы элективных курсов, входящих в школьный компонент, проходят рецензирование, где их рассматривает МО учителей – предметников (методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии учебного плана и программы существующим требованиям и Уставу ОУ, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование. 5. Учебно – тематический план образовательной программы включает: Перечень разделов, тем; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; Формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т. д.) Формы подведения итогов по каждой теме. 6. Содержание изучаемого курса. Содержание изучаемого курса раскрывается через: Краткое описание тем или разделов; Краткую характеристику форм занятий по каждой теме; Описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий). 7. Информационное обеспечение образовательной программы включает: Список литературы; Перечень internet-ресурсов (URL-адрес, WEB-страницы); Перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет). Список литературы (библиографии) включает два раздела – основная и дополнительная литература (печатные издания). Приводится список литературы для учащихся.