История школы

ИСТОРИЯ УСТЬ-ТЫМСКОЙ ШКОЛЫ

11.01.2023


 Старая школаОфициальным годом основания нашего поселка считается 1910 год. Поселок удобно разместился там, где могучая сибирская река Обь принимает правый приток-реку Тым. Отсюда и название поселка Усть-Тым, то есть поселок, расположенный в устье реки Тыма.

   Обилие рыбы в реках, дичи в лесу, красота окружающей местности привлекала сюда людей. Летом и осенью жители самостоятельно заготавливали рыбу, грибы, ягоды, орехи, пушнину, кормили свои семьи.

   Постепенно население поселка увеличивалось, особенно в 30-е годы за счет спец переселенцев с Алтая, Новосибирской, Омской областей и других регионов нашей страны.

   В 1934 году была открыта в Усть-Тыме первая школа, в которой было всего два класса. Первым и единственным учителем был Карпов Иван Николаевич, Через несколько лет школа становится четырехлетней. Располагалась она на живописном берегу Оби, в районе Школьной гривы.

   В муниципальном архиве изПервый выпуск начальной школы потертых, мелко исписанных чернилами, кое-где подмокших тетрадных листов можно (хотя и не без труда) почерпнуть сведения о тогдашних временах. К примеру, о материально-техническом оснащении школы, где на каждого учащегося приходилось не более двух квадратных метров площади, освещаемой керосиновыми лампами. Из кипы сохранившихся докладных записок можно узнать, что не хватало дров для отопления, скамеек, топчанов, глины для подмазки стен. Зато из педагогического коллектива численностью десять человек семеро были обеспечены квартирами.

   Деревенская жизнь-это постоянный труд. Дети во время каникул работали наравне с взрослыми: заготавливали сено, драли бересту, ломали тальник кормить скотину, ловили рыбу, но не удочками, а бреднем.

   Дети в основном заканчивали по четыре класса. Чтобы продолжить учебу, нужно было ехать в Тымск, где была семилетняя школа, и был интернат. Но те, кто учился в Тымске, вспоминают, что жили на квартирах или у родственников. Родители должны были платить за квартиру и обеспечивать продуктами. Многие жили бедно, и такие расходы были им не под силу.

   Вспоминая свои школьные годы, Ольга Федоровна Смирнова пишет: «Нам хорошистам, давали премии: мыльницу, платочек, чулки, зубной порошок, гребенку, ленточку в косу. В 4 классе надо было выбрать, кому дать премию, мне или Пете Сорокину, Дали мне. Это была гипсовая статуэтка-красивая женская фигура. Однажды мама нечаянно ее разбила. Было жаль ее выбрасывать и мама, размочив ее в воде, выбелила весь дом.

   Писали   в тетрадях в косую крупную линейку, поэтому буквы получались большие. Писали чернилами, стараясь вывести все элементы букв по чистописанию. Руки в чернилах были ежедневно, а у мальчишек даже рты. Учились в то время Миша Гришаев, Лидия, Алексей, Федор Ольджигины, Чермянины Рита, Лида, Вера, Вера Орловская, Ольга и Полина Смирновы, Букарины, Вертиковы (девчата), Сорокина Мария.

   Первой учительницей была Голубович Александра Николаевна, затем учила Кузнецова Антонина Павловна и Веселова Н.К. В школе работала Ширкина Р.Е., Трубина В.Г., Мария Георгиевна и Александра Георгиевна Кисслицины. После войны работал фронтовик Максименко».

   В 1948 году школа была преобразована в семилетнюю. Находилась она на берегу реки Тыма в приспособленном под занятия бывшего барака-общежития «Лесоповала». При семилетке существовал интернат народов Севера.

   Судя по архивным документам, жили голодно и бедно. Не хватало одежды; пальто для девочек и мальчиков, пимов, продуктов, а сельпо отказывалось отпускать «разновес» без наличных денег,- белья и мебели. На огороде интерната в то время было посажено 210 килограммов картофеля. И даже план госпоставки молока с интерната был в объеме 600 литров.

   Среди огромного количества жалоб и докладных в райисполком нашелся интересный документ ответ заведующего райторготделом на жалобу из Усть-Тымского интерната на то, что младший технический персонал недополучает хлеба по карточкам. Ответ из райотдела гласит, что по учительским нормам работники интерната, в том числе и заведующая, получают хлебный лимит в размере500 граммов в сутки.

    «У мальчика-сына уборщицы, — гласит очередная докладная,- идущего с огорода, во время ревизии бдительным поваром обнаружено шесть картофелин, которые он нарыл на интернатском огороде. Примите меры».

    В 1962 году школа стала восьмилетней и справила новоселье по улице Школьной (Школьная грива) в специально построенном для нее здании. Рядом разместился интернат, который принял ребят из близлежащих поселков и заимок: Змеиного, Казальцева, Карги, Киндала, а с 1964 года девятиклассников из Тымска и Вертикоса. Школа получила статус средней. Учились в Усть-Тыме и жили в интернате также ребята из Напаса, Неготки и даже поселков соседнего Александровского района-Прохоркино и Новоникольска. В интернате жили не только ханты и селькупы, но и русские, немцы-все, кто проживал в наших краях. Директором школы был назначен Костарев Виктор Федорович.

   Торжественный выпуск первого 10 класса состоялся в 1966 году. Своими воспоминаниями об этом времени делится классный руководитель выпускного класса Осип Матвеевич Лазарев.

   «Шестьдесят шестой для усть-тымцев памятен, прежде всего, большим наводнением, чуть-чуть не дотянувшим по своим масштабам и бедственным последствиям до наводнения 41 года.

   Где-то в двадцатых числах мая мы с директором школы Виктором Костаревым вместе с женами ближе к вечеру, взяв с собой ружья и какие-то запасы продовольствия, отправились на моторной лодке, как теперь говорят, на уик-энд. Не столько затем, чтобы побраконьерничать, сколько побыть «наедине с природой». Соорудив шалаш и постель из веток и свежей травы, улеглись спать. Наутро же проснулись в полном окружении воды. Ни одного сухого островка. Возвратившись, мы причаливали уже не к берегу, а к крыльцу дома.

    Вот в таких условиях начиналась пора первых выпускных экзаменов Усть-Тымской средней школы. Здание самой школы, как, впрочем, и подавляющее большинство всех других помещений, было затоплено. Даже сейчас очень живо представляется такая картинка. Пол рекреации школы вспучился и примерно наполовину покрыт водой. На самой верхушке этого своеобразного холма стоит стол, за которым так по-русски из блюдца распивают чай школьный сторож Анисим Сельгичев со своей супругой Ольгой.

   Тогда было решено: всех выпускников восьмой и десятый классы (что-то около пятидесяти человек)- перевезти в соседний поселок Тымск, ближайший от нас клочок суши. Постельные принадлежности позаимствовали из интерната. Оттуда же была перевезена кухня вместе с поварами.

   Дежурный учитель оставался в Тымске на сутки. Остальные работали по-обычному: приезжали к назначенному часу для консультаций, разговаривали с ребятами «за жизнь», а то и просто развлекались и вместе с ними и порознь. К вечеру, а кто и сразу после консультации отправлялись вновь по воде домой.

   Надо сказать, поездки для нас не были обременительны. У каждого была лодка, бензин стоил копейки. Моторы в то время еще не воровали, так что хранились они, как правило, в лодке на берегу. На весь путь до Тымска даже по руслу реки уходило немногим больше получаса, а по «целине», меж кустов, и того меньше. Но главное, мы были молоды и смотрели на происходящее вместе со своими воспитанниками, как на занимательное приключение.

   … Начиналось же все за два года до этих событий, когда в Усть-Тыме открылась десятилетка. Комплектовалась она не только за счет местных, но и ребят из других поселков. Селились иногородние в интернате народов Севера.

   Тогда же в учительский коллектив влилась большая группа нас молодежи выпускников томских вузов. Кроме меня, это были «иностранцы» Виктор Федорович и Тамара Георгиевна Костаревы, математики Раиса Сергеевна Трушина      и Светлана Георгиевна (фамилии не помню), биолог и химик Тамара Леонтьевна Борисова. Несколько позднее к нам присоединились историк Станислав Константинович Ломакин, математик Людмила Федоровна Лаврушенко (девичью фамилию тоже не помню), словесник Наталья Родионовна Лазарева. Вместе с педагогами-ветеранами директором школы Василием Ефимовичем Шадриным и его женой Зоей Ивановной, учителем Клавдией Михайловной Рыловой, Зоей Федоровной Пановой, Ольгой Федоровной Смирновой, Верой Николаевной Никитиной, супругами Новосельцевыми и Гусаровыми коллектив теперь в полной мере сочетал опыт и молодость. Задор и степенность, риск и осторожность. Это уж оценка из «сегодня». А тогда нам всем очень уж хотелось исправлять, изменять, улучшать, переубеждать. Во «все эти тяжкие» мы, кажется, увлекли и своих старших коллег. Были при этом и обиды. Со временем они улетучились, оставив лишь ощущение чего-то доброго и честного. Ведь наносились они не по злому умыслу, а по горячности, из убеждений, пусть объективно и не всегда верных. На педсовете, при анализе уроков всегда (ну, почти всегда) говорили, что думали, не взирая на лица. Не избежал этой участи и я, попеременно превращаясь из субъекта в объект критики. И был приятно удивлен, получив от своих «обидчиков» при расставании письменные характеристики с высокой оценкой моих профессиональных качеств (по нынешнему разумению, весьма завышенной).

   И еще одна интересная особенность усть-тымской школы того времени: мужчин и женщин учительского состава было почти поровну, факт, пожалуй, единственный для школ Каргасокского района за многие годы.Поездка в село Вертикос

   Как и другие учительские коллективы, увлеклись мы и художественной самодеятельностью. Думаю, в этом была какая-то объективная потребность, как для нас, так и для того времени вообще. Искать себя в деятельности, творчестве-всех сферах и проявлениях жизни.Пьеса А.Н.Островского "Бедность не порок"

   А замахнулись мы на самого А.Н.Островского-пьесу «Бедность не порок». Кажется, это было в том же 66 году. И так увлеклись, что организовали выездные спектакли в Вертикосе и даже в районном центре. Наряды и другие аксессуары, музыкальное сопровождение (по ходу спектакля мы пели какую-то старую, уж во всяком случае, дореволюционную песню) едва ли соответствовали отображаемой эпохе. Страшно переигрывали. Но зрители были снисходительны и провожали нас чуть не на «бис». До сих пор, собравшись вместе, все перипетии спектаклей, сопутствующие им курьезы мы воспринимаем так же живо и задорно, как и много лет назад.

   К сожалению, сегодня многих уже нет. Назову лишь тех, о ком знаю достоверно. Они заслужили памяти своих коллег и учеников. В 25 лет ушла из жизни Тамара Костарева. Нет в живых В.И.Шадрина, В.В.Золотарева и А.П.Золотаревой, таких разных, но одинаково любимых учениками В.Ф.Костарева, Н.В.Гусарова и К.К.Новосельцева.

   Получаю весточки от Станислава Ломакина. После Усть-Тыма он работал директором Нововасюганской школы. Переехал в Тюмень, где в течение 20 лет был доцентом кафедры философии нефтегазового университета. Сейчас заведует кафедрой гуманитарной подготовки высшего индустриально-педагогического колледжа.Первый выпуск средней школы

    Конечно, я вспоминаю первый набор и первых выпускников, классным руководителем которых я был. И Борю Барышева, и Мишу Сорокина, по тем временам единственного в Усть-Тыме баяниста (разумеется, кроме Бориса Ивановича Волынцева, школьного преподавателя музыки) Сашу Устинова, очень серьезную и очень скромную Надю Грищенко, валоватого, но упрямого Колю Югина, краткую и логичную (надо уточнить имя) Югину, симпатичную, с фигурой топ модели (по нынешним стандартам) Зину Логинову, Надю Симакову и Валю Демидову…

   И, наконец, о моих «младшеньких». Пятиклашек я получил сразу после первого выпуска в том же 66-м от Клавдии Михайловны Рыловой. Довел до 8 класса. О них могу писать страницу за страницей. Пока скажу лишь одно: они мои. Все. Хорошие и не очень, счастливые, и не очень, преуспевающие и не очень…»

                  (Из письма О.М.Лазарева к 35-летию первого

                               выпуска средней школы)  

  

В 70-е-80-е годы жизнь в школе кипела. Октябрята готовились к вступлению в пионеры, пионерские отряды боролись за присвоение званий пионеров-героев, старшие пионеры готовились к вступлению в комсомол.

   «Накануне дня рождения В.И.Ленина в нашей школе прошло торжественное событие-прием ребят в пионеры. Взволнованная шеренга октябрят выстроилась перед пионерами дружины имени О.Кошевого. На белоснежных рубахах ребят расцвели ярко-красные галстуки. Первый раз в жизни ребята сказали: «Всегда готовы!»

   На другое утро в почетном карауле у портрета Ленина пионеры сменили комсомольцев».

         («Северная Правда», Л.Мосина, десятиклассница, 1971 г.)

   С большим интересом ребята готовились и участвовали в ежегодно проводимой военно-спортивной игре «Зарница».Военно-спортивная игра "Зарница"

   «В этот день вся школа находилась в «боевой» готовности», -пишет юнкор Усть-Тымской школы Зоя Брусова. Командиры взводов и старшие лейтенанты были особенно подтянуты.Хочу такой сайт

   Под звуки марша идет смотр боевой песни и строя. Все в форме, с оружием. Каждый взвод проходит перед батальоном со своей песней.

   В наступившей тишине комбат объявляет: на высоте Н… укрепился противник. Командиры рот получают задание выбить его.

   «Синяя» и «зеленая» роты двинулись по разным маршрутам к высоте. На их пути встречаются непредвиденные препятствия. Разведка обнаружила склад с оружием. И вскоре он был взят. Неожиданно на пути роты высаживается десант. Юнармейцы нападают на противника и забрасывают его гранатами.

   Не дремлет и пресса. За время перехода корреспондентами выпущено пять боевых листков.

   Переход трудный, роты останавливаются на часовой отдых. Повара разводят костры, готовят обед. Час проходит незаметно: всем весело.

   Штурм крепости нельзя начать без знамени. Но его нужно прежде отыскать. Командиры точно определяют азимуты, на поиски знамени отправляются лучшие юнармейцы. «Знамя найдено!» -докладывает юнармеец второго взвода Юра Гуленок. Ему предоставляется право нести знамя.

   Последнее припятствие-огромное минное поле. Впереди идут саперы. Они делают проходы для рот. Все выполняется с большой осторожностью. Самый трудный путь через кусты и кочки мужественно прошли отряды четвертых и пятых классов. Лес кончается, видна крепость. Первой приблизилась к ней «синяя» рота. Лес огласился громким «Ура!». В осажденной крепости восьмиклассники. Они яростно отбиваются. Но смелый и находчивый командир второго взвода В.Типсин организует стремительную атаку. Противник смят.

   Над крепостью водружается знамя!

   Вокруг крепости устанавливаются дозоры. Нужно организовать оборону: должна подойти рота «зеленых». «Синие» устраивают на их пути две засады. Разведка «зеленых» не обнаруживает их. «Зеленые взяты в плен. Начальник объявляет благодарность роте «синих». В ответ раздается троекратное «Ура!». Лучшие командиры и юнармейцы представляются к награде»

               («Северная Правда», юнкор Усть-Тымской школы

                                        Зоя Брусова, 1968 г.)

   Ученики школы принимали активное участие в операции «Миллион-Родине» по сбору макулатуры, «Березовая почка», с удовольствием занимались тимуровской работой.

   «Отряд №6 Усть-Тымской средней школы по праву считается лучшим. Ребята распространяли литературу, производили ремонт учебно-наглядных пособий, участвовали в заочном путешествии в Латвию, активно боролись за присвоение звания пионера-героя Лени Голикова.

  Пятиклассники в большой дружбе с первоклассниками. Они вместе провели праздник «Красная звездочка», делали для них горку, кукольный театр показывал сказки».

                                («Северная Правда», 1969 г.)Пионерская линейка

   Об итогах работы дружины рассказывает в своей заметке «Пионеры на марше» председатель совета дружины Света Волкова: «Дружина имени Олега Кошевого готовится к отчетно-выборному дружинному сбору. Начиная с 15 апреля, в отрядах прошли пионерские поверки, проведены отчеты и выборы. Определена общественная активность каждого пионера, названы активные участники Марша, правофланговые звенья, отряды.

   Итоги пионерской поверки показали, что ребята участвовали во многих интересных делах. Надолго запомнится учащимся школы ярмарка солидарности, проведенная накануне Дня юного героя-антифашиста. Об одном сожалели участники: мало было представлено игрушек, сувениров, изделий вязания, выжигания по дереву. Подобные ярмарки решено сделать традиционными. Тридцать рублей, которые были выручены в этот раз, перечислены в Фонд мира.

   Очень ответственно отнеслись ребята к операции «Миллион-Родине». Собрано 2165 кг. макулатуры. Пионеры пятого класса победители этой операции решили вырученные деньги также перечислить в Фонд мира.

   Вставая на вахту памяти в честь Дня Победы, пионеры подвели итоги тимуровской работы. Лучшими тимуровцами признаны пионеры четвертого класса. Накануне праздника проведена традиционная встреча с ветеранами войны и труда. Новые страницы военных испытаний открыли ребятам А.М.Стрельников и А.И.Храмов».

               («Северная Правда», Света Волкова,

                      председатель совета  дружины, 24.05 84 г.)Поход

   «В школьной жизни важно не только хорошо учиться, но и отдыхать». Так начинается заметка ученицы 10 класса Л.Новиковой «Отдыхают малыши». «Хороший отдых помогает учебе, сплачивает классные и школьные коллективы. В нашей школе это хорошо понимают не только старшеклассники, но и малыши.

   Ребята третьего и четвертого классов в один из субботних дней решили организовать «Клуб веселых и находчивых». В соревновании учитывалось все: форма, выход команд. Первыми в зал вышли ребята третьего класса, а затем четвероклассники.

   С первым конкурсным заданием: отгадать название команды-соперницы ребята справились быстро и легко. Потому что на груди всех участников КВН были прикреплены красочные эмблемы: симпатичный Чебурашка или смешной малыш.

   После обязательного исполнения командной песни к соревнованию приступили капитаны команд. Держались они уверенно, отвечали четко. Особенно болельщикам понравился капитан четвертого класса Геля Денискина. За три минуты она назвала восемь тематических фильмов, хорошо исполнила колыбельную, «укачав» при этом куклу.

   Все участники команд принимали в конкурсе активное участие. Бег в мешках на десять метров, «скоростная» чистка картошки-это лишь часть предложенных им заданий.

   При подведении итогов выяснилось, что победителями стали ребята четвертого класса. Они набрали 62 очка. Третий класс отстал от соперников на четыре очка, Всем участникам конкурса были вручены сувениры и подарки».

           («Северная Правда», Л.Новикова, ученица 10 класса,

                                    27 декабря1977 года) Новая школа

   В 1981 году школа справила свое новоселье по улице Береговой в просторном двухэтажном здании, скрывающимся в глубине аллеи с разросшимися тополями.

   Самых добрых слов заслуживает каждый учитель школы, а их в коллективе 17. Восемь учителей-выпускники нашей школы, а это говорит о замечательной атмосфере, куда бывшим выпускникам захотелось вернуться. В большинстве своем это высококвалифицированные специалисты, педагоги с большим опытом и стажем. Более 25 лет проработали в школе Валентина Николаевна Халева, Тамара Николаевна Заворина, Татьяна Егоровна Хрулева. Более 20 лет педагогического стажа у Татьяны Ивановны Соловьевой, Валентины Владимировны Кремер. Семь педагогов имеют высшее образование и еще четверо заканчивают высшее учебное заведение. Кремер В.В., Заворина Т.Н. и Соловьева Т.И. имеют 1 квалификационную категорию.

   Педагоги любят свою школу и стараются сделать ее уютной. Кабинеты для малышей и старшеклассников оформлены со вкусом и максимальным, насколько это возможно на селе, комфортом. Есть в школе прекрасная комната отдыха, где на переменах ребята могут послушать музыку, поиграть в настольные игры, просто посидеть. Есть компьютерный класс, просторный спортзал. Во внеурочное время работают кружки и секции.

   Учителям есть, чем гордиться. За 42 года Усть-Тымскую школу закончили 355 выпускников. В школе не было золотых медалистов, но среди выпускников много отличных специалистов, работающих сегодня на предприятиях и в организациях области-учителя, врачи, бизнесмены, строители, преподаватели вузов.

   В районе хорошо известны имена Дьякова А.И. , врача-гинеколога, депутата районной Думы, Эльшайдта Н.К., руководителя строительной организации «Реконструкция». В области-Кноля В.А., главы судоходной компании, депутата областной Думы, Шпетера А.К., генерального директора домостроительной компании и многих других. Их помнят в нашей школе, фамилии их хранятся в школьном архиве. Педагоги-ветераны перечитывают их с гордостью и любовью.

   Получив образование, специальность, работу в городе или в райцентре, выпускник не должен забывать, что своей путевкой в жизнь он обязан сельской школе.Выпускники 1967 года 40 лет спустя

   В 2004-2005 учебном году нашей школе исполнилось 70 лет со дня образования и 40 лет со дня получения статуса средней. Школа широко распахнула свои двери и с удовольствием приняла всех своих питомцев на празднование юбилея. 

   В июне 2007 года школа радушно встретила своих, убеленных сединами, выпускников 1967 года.

    Из разных уголков страны и из-за границы съехались одноклассники, чтобы в родных стенах отметить сорокалетний юбилей окончания школы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».