Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Тымская основная общеобразовательная школа» Утверждено приказом № 52от 31.08.2017г Положение о рабочей программе учителя МКОУ «Усть-Тымская ООШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учителя МКОУ «Усть – Тымская ООШ» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным Государственным образовательным стандартом, письмом Департамента государственной политики в образовании от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов», Уставом МКОУ «Усть –Тымская ООШ» (далее - Школа). 1.2. Рабочая программа учителя по учебному предмету (учебному курсу, элективному курсу, факультативу) (далее – РП) – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям, структуре и результату освоения основных образовательных программ по конкретному предмету учебного плана Школы в соответствии с уровнем образования. 1.3. Цель рабочей программы — создание условий для реализации государственных образовательных стандартов. 1.4. Рабочая программа учителя способствует выполнению его управленческих функций: нормативной, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности; организационной, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения; контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. 1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации основной образовательной программы, относятся: программы по учебным предметам; программы по учебным курсам; программы по элективным курсам (обязательные по выбору); программы факультативов; программы по внеурочной деятельности; 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно. 2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем- предметником. 2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования или на один класс. 2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: Федеральному государственному образовательному стандарту; для РП учителей, реализующих ФГОС 2 поколения, - стандартизированным «Требованиям к структуре основной образовательной программы»; УМК, примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; учебному плану Школы; требованиям к оснащению образовательного процесса. 2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной. 2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарнотематического планирования учебного курса на каждый учебный год. 2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы 3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в текст. Тематическое и календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. 3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы РП может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке: по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе; возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени; возможно использование двух и более примерных программ; РП факультативов могут быть составлены на основе учебной литературы. 3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно: раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся; включать краеведческий материал; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. 3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы 3.4.1. ФГОС 1 поколения 1) Титульный лист (см. Приложение 1). Титульный лист и следующий за ним лист «Оглавление» не нумеруются. 2) Пояснительная записка: нормативные основания; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемый результат РП; используемые технологии; название УМК; формы контроля, использование банка КИМов по предмету, оказание содействия учащимся по подготовке к итоговой аттестации. 3) Тематическое планирование в табличном выражении: раздел или тема/ часы/ содержание образования/требования к результатам обучения по темам/основные виды деятельности учащихся. 4) Календарно-тематическое планирование в табличном выражении: тема или раздел/ № урока/тема урока/дата проведения/коррекция. 5) Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТоборудование, интернет-ресурсы). 6) Список литературы (основной и дополнительный). 7) Приложения к программе (при необходимости). 3.4.2. ФГОС 2 поколения О титульном листе см. п.3.4.1. 1) Пояснительная записка: нормативные основания; общие цели НОО с учетом специфики предмета; цели, задачи, планируемый результат РП; отличительные особенности РП от примерной; используемые технологии; формы контроля. 2) Общая характеристика учебного предмета, образовательная область. 3) Место учебного предмета в учебном плане Школы. 4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 5) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета. 6) Содержание учебного предмета (в таблице тематического планирования). 7) Тематическое планирование в табличном выражении: тема или раздел/ часы/содержание/основные виды учебной деятельности. 8) Календарно-тематическое планирование (последовательность уроков по темамм дата проведения/ корректировка). 9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы. 10) Список литературы (основной и дополнительной). Приложение к РП по решению ШМО может включать, помимо краткого описания УМК, системы оценивания (в том числе безотметочной) в части предметных и метапредметных результатов, другие материалы. Банк КИМов является самостоятельным документом, но информация об его особенностях, примеры материалов могут быть описаны в РП. 4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы 4.1. Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям и, в первую очередь, ФГОС, примерной программе. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы требованиям Стандарта и данного Положения; на титульном листе делается отметка о рекомендации ШМО к использованию РП. При рассмотрении РП факультативных и элективных курсов учителя ШМО проводят внутреннее рецензирование( оценка степени новизны для учащихся; мотивирующий и развивающий потенциал РП; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность содержания; методы обучения; реалистичность с точки зрения ресурсов; соответствие структуре программы). 4.2. Руководитель ШМО представляет РП на согласование заместителю директора по УВР, который анализирует ее на предмет соответствия учебному плану Школы, требованиям структуры и структурного наполнения. По итогам согласования РП заместитель директора по УВР составляет справку, где обосновывает согласование/несогласование РП. Рабочие программы, составленные учителем не в соответствии с примерной образовательной программой, а на основании учебных пособий, методических разработок, справочной литературы и другое (факультативные курсы, РП по внеурочной деятельности) рассматриваются по представлению ШМО Методсоветом Школы и направляются на утверждение директору Школы. 4.3. На основании справки, предоставленной директору Школы, он принимает решение об утверждении РП, на титульном листе делается об этом пометка 5. Компетенция и ответственность учителя 6.1. К компетенции учителя относятся: разработка рабочих программ; использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий; организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы; отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий). 6.2. Учитель несет ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию учащимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий); качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся; нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ. 6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании календарно-тематического планирования в виде конспекта (конструкта) урока. 7. Факультативные и элективные курсы 7.1. Учащиеся Школы имеют право на выбор факультативных - необязательных для данного уровня образования учебных курсов; элективных - избираемых в обязательном порядке (после получения основного общего образования) из числа предложенных Школой учебных предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей) (далее - факультативные и элективные курсы). 7.2. Факультативные и элективные курсы организуются в соответствии с учебным планом Школы; рабочие программы разрабатываются учителями в соответствии с данным Положением и предоставляются на экспертизу в ШМО не позже февраля-марта месяцев текущего учебного года и затем в Методсовет Школы на согласование (апрель), учащимся и родителям (законным представителям) для определения спроса (апрель - май) на следующий учебный год. 7.3. Наполняемость групп для занятий по образовательным программам факультативных курсов и внеурочной деятельности 12-15 учащихся; возможно ведение занятий с меньшей наполняемостью (оплата в соответствии с числом учащихся). Занятия по образовательным программам элективных курсов проводятся на весь класс и обязательны к посещению всем учащимся класса. 7.4.На уровне среднего общего образования Школой могут быть организованы следующие виды элективных курсов: предметные: - элективные спецкурсы, решающие задачи углубления, расширения знания отдельных разделов учебного предмета учебного плана Школы, не входящие в обязательную программу; - репетиционные, решающие задачи ликвидации имеющихся «пробелов» в знаниях учащихся; подготовка к сдаче ЕГЭ по предметам базового уровня (или отдельным темам); межпредметные и надпредметные – выполняющие функцию общекультурного развития учащихся и удовлетворения их интересов к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане; прикладные - имеющие своей целью обеспечить знакомство учащихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет социальная практика - внеурочная форма социально значимой деятельности ( волонтерское движение, благоустройство и озеленение города, шефство над воспитанниками УДО, реализация социальных программ, проектов и инициатив, имеющих социальную значимость). 7.5.Нежелательно ведение факультативных и элективных курсов (кроме репетиционных) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения. Наиболее эффективными являются технологии, ориентированные на активную деятельность учащихся (системно - деятельностный подход). Оценивание учебных достижений учащихся на факультативных и элективных курсах не проводится. Учитель совместно с учащимися решают, что станет продуктом учебной деятельности по данному курсу. Приложение 1 Примерный формат титульного листа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Асбестовского городского округа Рекомендована ШМО учителей … Протокол от…№… Руководитель ШМО …… УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ СОШ№8 ………………С.Г.Гончарова Приказ от… №… Рабочая программа по учебному предмету (курсу и другое) наименование уровень образования/параллель/класс срок реализации Составители РП Ф.И.О., должность, квал. категория Год разработки