Положение-о-работе-с-одаренными-детьми1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Тымская основная общеобразовательная школа»

Утверждено
Приказом № 52 от 31.08.2017г

Положение
о работе с одарёнными детьми.
1.Общие положения.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности проявления;
- имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
Условно можно выделить 3 категории одаренных детей:
- дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие
дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
- дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области
науки (подростковый возраст);
- учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но
обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст).
2.Цели и задачи обучения одаренных детей.
Цель – создание условий для развития одаренности учащихся и поддержка одаренных
детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития
индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников,
гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик
– ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
 Выявление одарённости детей с использованием различной диагностики;
 Использование на уроке дифференциации ((от лат. differentia — различие) — выделение
частного из общей совокупности по некоторым признакам ) на основе индивидуальных
особенностей детей;
 Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной
деятельности;
 Организация разнообразной внеурочной деятельности;

 Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине
мира, основанных на нравственных ценностях.
3.Основные стратегии обучения одаренных детей
3.1. Стратегия ускорения обучения:
 индивидуализация обучения для одаренных учеников;
 занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
 «перепрыгивание» через класс;
 профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
 радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам;
 поддержка творческой самореализации учащихся;
 дистанционное обучение.
3.2.Стратегия обогащения обучения.
 расширение кругозора;
 освоение знаний об окружающем мире;
 самопознание;
 углубление в предметы;
 освоение метазнаний (знаний о знаниях).
4.Принципы работы с одарёнными детьми.
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
учащихся;
 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
 принцип свободы выбора учащимся, дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества;
 принцип сотрудничества (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди
себя сам»);
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
5.Участники реализации данного положения:
 Администрация школы (директор, заместители);
 Творческая группа, состоящая из учителей, имеющих квалификационные категории,
создаваемая сроком на 1 год (только на этот или ежегодно? );
 Руководители школьных методических объединений;
 Учителя-предметники;
 Классные руководители;
 Руководители кружков, объединений и секций;
 Психолог, социальный педагог;
 Родители, родительский комитет;
 Совет старшеклассников;
 Сообщество одаренных детей.

6.Формы проведения мониторинга реализации положения.
Формы
Предметные олимпиады
Муниципальная научно-практическая конференция
достижений учащихся
Предметные недели
Творческие отчёты учителей из опыта работы с
одарёнными детьми.
Внутришкольный контроль.
Творческие отчёты кружков, объединений
и
спортивных секций.
Тематические конкурсы, выставки.
Диагностика (психологическая, социальная)
Семинар учащихся «Кто я такой?»
Портфолио творческой деятельности ученика
Издание сборника творческих работ по итогам научнопрактических конференций

Периодичность
1 раз в год
1 раз в год
По годовому плану
Педсовет
По годовому плану
1 раз в год
По годовому плану.
ПО ГОДОВОМУ ПЛАНУ

ПО ГОДОВОМУ
ПЛАНУ
В течении года
1 раз в год

7.Организация и функциональное обеспечение данного положения.
7.1.Функции директора.
 Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и
контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
 Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и
учителей, работающих с одаренными детьми.
7.2.Функции зам. директора по УВР и ВР.
 Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией
данного положения. (Постоянно)
 Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
(Не менее 1 раза в год.)
 Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. (Постоянно)
 Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей. (По заявкам учителей-предметников и классных руководителей).
 Сбор банка данных по одарённым детям. (на основе мониторинга или личностного
портфолио).
7. 3.Функции творческой группы.
 Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
 Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме.
 Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
 Определение критериев эффективности работы.
7.4.Функции руководителей ШМО.
 Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
 Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам (постоянно).
 Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической
работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
 Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.

7.5.Функции учителей-предметников.
 Выявление одарённых детей по своим предметам.
 Разработка рабочих программ по предметам для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского
уровней.
 Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
 Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного и районного уровня.
 Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления
на общешкольной ежегодной конференции.
 Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта
для предъявления на педсовете.
 Создание в учебных кабинетах электронной картотеки материалов повышенного
уровня сложности.
 Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей
их детей по предмету.
7.6.Функции классных руководителей.
 Выявление детей с общей одарённостью.
 Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам
(областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений,
учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
 Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными
детьми класса своих способностей.
7.7.Функции руководителей кружков, объединений и секций.
 Выявление и сопровождение одарённых детей.
 Организация творческих отчётов детей.
 Предоставление необходимой информации классным руководителям.
 Консультирование родителей.
7.8. Функции психолога и социального педагога
 Социально-психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная)
 Индивидуальные занятия с учащимися
 Индивидуальные и групповые консультации для учащихся
 Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации)
 Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
7.9 Функции родителей, родительского комитета


Раннее выявление одаренности ребенка.

 Создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка
 Определение социального запроса для школы..
 Сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательного
процесса
7.10 Функции Совета старшеклассников
 Оформление социального заказа для школы.
 Помощь в организации творческих отчетов

8. Организация занятия для одарённых детей.
8.1.Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей учащихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и
интересов в процессе обучения.
8.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми способствовать
ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих
способностей учащихся.
8.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на
проведение индивидуальных занятий, входят в максимальный объем учебной нагрузки
учащегося.
8.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в
качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления
базового компонента образования.
8.5. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть
назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о денежном поощрении
8.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и
поощрения одаренности учащихся (конкурсы, олимпиады).
9. Порядок организации индивидуального обучения.
9.1. После определения составляющих индивидуальных занятий начинается
индивидуальная работа учителя (преподавателя) с учеником.
9.2. Между школой и родителями (законными представителями) заключается договор
об индивидуальном обучении ученика. Составляется план работы, который
согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается директором
школы.
9.3. В течение учебного года выполнение плана индивидуального занятия
контролируется и анализируется заместителем директора по учебной работе.
9.4. Индивидуальные занятия проводятся в учебном кабинете или другом специальном
месте, отвечающем санитарным нормам.
9.5. В конце учебного года учащиеся и педагоги должны отчитаться о проделанной за
год работе по плану, о его выполнении, о причинах неполного выполнения (если такое
будет), об успехах и достижениях учащихся.
9.6. Школа несёт ответственность за выполнение учащимся Стандартов содержания
общего образования учащимся, находящимся на индивидуальном обучении.
9.7.Учителем – предметником ведется журнал учета посещаемости и тематики
индивидуальных занятий, без выставления оценок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».