Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Тымская основная общеобразовательная школа» Утверждено Приказом № 52 от 31.08.2017г Положение о работе с одарёнными детьми. 1.Общие положения. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности проявления; - имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; Условно можно выделить 3 категории одаренных детей: - дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); - дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый возраст); - учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст). 2.Цели и задачи обучения одаренных детей. Цель – создание условий для развития одаренности учащихся и поддержка одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель». Задачи: Выявление одарённости детей с использованием различной диагностики; Использование на уроке дифференциации ((от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам ) на основе индивидуальных особенностей детей; Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; Организация разнообразной внеурочной деятельности; Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на нравственных ценностях. 3.Основные стратегии обучения одаренных детей 3.1. Стратегия ускорения обучения: индивидуализация обучения для одаренных учеников; занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам); «перепрыгивание» через класс; профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов; радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам; поддержка творческой самореализации учащихся; дистанционное обучение. 3.2.Стратегия обогащения обучения. расширение кругозора; освоение знаний об окружающем мире; самопознание; углубление в предметы; освоение метазнаний (знаний о знаниях). 4.Принципы работы с одарёнными детьми. принцип расширения образовательного пространства; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип развивающего обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся, дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип сотрудничества (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»); принцип создания ситуации успеха и уверенности. 5.Участники реализации данного положения: Администрация школы (директор, заместители); Творческая группа, состоящая из учителей, имеющих квалификационные категории, создаваемая сроком на 1 год (только на этот или ежегодно? ); Руководители школьных методических объединений; Учителя-предметники; Классные руководители; Руководители кружков, объединений и секций; Психолог, социальный педагог; Родители, родительский комитет; Совет старшеклассников; Сообщество одаренных детей. 6.Формы проведения мониторинга реализации положения. Формы Предметные олимпиады Муниципальная научно-практическая конференция достижений учащихся Предметные недели Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми. Внутришкольный контроль. Творческие отчёты кружков, объединений и спортивных секций. Тематические конкурсы, выставки. Диагностика (психологическая, социальная) Семинар учащихся «Кто я такой?» Портфолио творческой деятельности ученика Издание сборника творческих работ по итогам научнопрактических конференций Периодичность 1 раз в год 1 раз в год По годовому плану Педсовет По годовому плану 1 раз в год По годовому плану. ПО ГОДОВОМУ ПЛАНУ ПО ГОДОВОМУ ПЛАНУ В течении года 1 раз в год 7.Организация и функциональное обеспечение данного положения. 7.1.Функции директора. Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса. Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными детьми. 7.2.Функции зам. директора по УВР и ВР. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. (Постоянно) Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.) Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. (Постоянно) Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и классных руководителей). Сбор банка данных по одарённым детям. (на основе мониторинга или личностного портфолио). 7. 3.Функции творческой группы. Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. Определение критериев эффективности работы. 7.4.Функции руководителей ШМО. Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно). Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно). Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.) Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. 7.5.Функции учителей-предметников. Выявление одарённых детей по своим предметам. Разработка рабочих программ по предметам для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня. Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции. Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете. Создание в учебных кабинетах электронной картотеки материалов повышенного уровня сложности. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. 7.6.Функции классных руководителей. Выявление детей с общей одарённостью. Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. 7.7.Функции руководителей кружков, объединений и секций. Выявление и сопровождение одарённых детей. Организация творческих отчётов детей. Предоставление необходимой информации классным руководителям. Консультирование родителей. 7.8. Функции психолога и социального педагога Социально-психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная) Индивидуальные занятия с учащимися Индивидуальные и групповые консультации для учащихся Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации) Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа). 7.9 Функции родителей, родительского комитета Раннее выявление одаренности ребенка. Создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка Определение социального запроса для школы.. Сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательного процесса 7.10 Функции Совета старшеклассников Оформление социального заказа для школы. Помощь в организации творческих отчетов 8. Организация занятия для одарённых детей. 8.1.Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей учащихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения. 8.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми способствовать ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. 8.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на проведение индивидуальных занятий, входят в максимальный объем учебной нагрузки учащегося. 8.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового компонента образования. 8.5. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о денежном поощрении 8.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности учащихся (конкурсы, олимпиады). 9. Порядок организации индивидуального обучения. 9.1. После определения составляющих индивидуальных занятий начинается индивидуальная работа учителя (преподавателя) с учеником. 9.2. Между школой и родителями (законными представителями) заключается договор об индивидуальном обучении ученика. Составляется план работы, который согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы. 9.3. В течение учебного года выполнение плана индивидуального занятия контролируется и анализируется заместителем директора по учебной работе. 9.4. Индивидуальные занятия проводятся в учебном кабинете или другом специальном месте, отвечающем санитарным нормам. 9.5. В конце учебного года учащиеся и педагоги должны отчитаться о проделанной за год работе по плану, о его выполнении, о причинах неполного выполнения (если такое будет), об успехах и достижениях учащихся. 9.6. Школа несёт ответственность за выполнение учащимся Стандартов содержания общего образования учащимся, находящимся на индивидуальном обучении. 9.7.Учителем – предметником ведется журнал учета посещаемости и тематики индивидуальных занятий, без выставления оценок.