Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Тымская основная общеобразовательная школа» Утверждено приказом № 52от 31.08.2017г Положение об индивидуальной образовательной программе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1. Индивидуальная образовательная программа обучающегося (далее – индивидуальная программа) является формой дифференциации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного класса. 2. Индивидуальная программа разрабатывается и реализуется с целью обеспечения максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в процессе их обучения, развития и воспитания. Основными задачами индивидуальной программы являются: - учет образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ, обучающихся в условиях общеобразовательного класса; - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; - проектирование содержания и объема знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. 3.Нормативно-правовые основания разработки и реализации индивидуальной программы: -Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897), - Устав МКОУ «Усть-Тымская ООШ» - заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК); - заявление родителей (законных представителей). 4. Индивидуальная программа ориентирована на дифференциацию образовательного и коррекционно-развивающего процесса для следующих категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений: - детей с задержкой психического развития; - детей с умственной отсталостью. 5.Количество детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным общеобразовательном классе, может составлять не более 4 человек. программам в 6. Индивидуальная программа для обучающегося с ОВЗ разрабатывается на один учебный год. 7. Индивидуальная программа согласуется с родителями (законными представителями) ребенка, при необходимости может быть согласована с председателем школьного психолого-медико-педагогического консилиума и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения. 8. Настоящее Положение регулирует организацию адаптивного обучения и психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе индивидуальных программ в условиях общеобразовательного класса. 2.Структура и содержание индивидуальной образовательной программы 2.1. Индивидуальные программы для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, носят комплексный характер и могут включать следующие разделы: I. Титульный лист. На нем указываются наименование общеобразовательного учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. II. Пояснительная записка. Эта часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка; цель и задачи обучения; название примерных программ, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа; обоснование варьирования при перераспределении количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, при изменении последовательности изучения тем и т.д.; цель и задачи психологопедагогического сопровождения ребенка на определенный временной промежуток, сформулированные на основе данных психолого-педагогической диагностики ПМПК; в пояснительной записке также указывается специалист, ответственный за реализацию индивидуальной программы. III. Индивидуальный учебный план (образовательный компонент). Учебный план раскрывает содержание образования (перечень учебных дисциплин) на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным предметам. Содержательное наполнение данного раздела фиксируется в рабочих программах по учебным предметам. IV. Коррекционный блок (программа психолого-педагогического сопровождения). В данном разделе излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке предусматривается деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, а также учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности по предмету. V. Воспитательный блок. Он предполагает деятельность классного руководителя, социального педагога, педагога дополнительного образования (иных специалистов), способствующую личностному развитию и социализации детей с ОВЗ; кроме того, предусматривается работа с родителями, привлечение их к процессу психолого-педагогического сопровождения обучающегося. VI. Основные требования к результатам реализации индивидуальной программы. Данные требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы, включают: - требования к уровню подготовленности обучающегося, сформированных ключевых компетенций; - показатели психического и психологического развития обучающегося. Требования устанавливаются путем соотнесения целей и задач индивидуальной программы с ее планируемыми результатами. VII. Мониторинг реализации индивидуальной программы. Данный раздел предусматривает: - систему промежуточного контроля успеваемости обучающегося; - диагностику психического и психологического развития; - участие психолого-медико-педагогического консилиума. На основе мониторинга проводится оценка полноты и результативности реализации индивидуальной программы, при этом: - формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики; - составляется заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года; - даются рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающегося с ОВЗ на следующем этапе его обучения. 2.2. К индивидуальной программе прикладывается расписание индивидуальных занятий по предметам учебного плана и занятий со специалистами; расписание также подлежит согласованию с родителями. 3. Организация образования по индивидуальной образовательной программе 3.1. Содержательной основой разработки индивидуальной программы служат: -ФГОС ОВЗ; - адаптированная основная образовательная программа; -базисный учебный план и учебные планы для обучающихся с ОВЗ; 3.2.Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом этапа обучения, уровня и темпа физического и психического развития обучающегося, его потенциальных возможностей, интересов и потребностей обучающегося и его родителей (законных представителей). 3.3. Проектирование и реализация образовательного компонента индивидуальной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется в следующем порядке: - изучение результатов диагностического обследования и рекомендаций ПМПК; - анализ требований государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана и содержания примерных программ; - определение конкретного периода времени, необходимого для реализации индивидуальной образовательной программы (на данный временной промежуток планируется содержание образования, которое следует освоить обучающемуся); - формулирование конкретных образовательных целей индивидуальной и круга педагогических задач; - разработка индивидуального учебного плана, сочетающего освоение предметного содержания как в условиях общеобразовательного класса, так и в форме индивидуальных и групповых занятий; - согласование индивидуального учебного плана с психолого-медико-педагогическим консилиумом; - включение в рабочие программы педагогов описания тех способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать предметное содержание образования в условиях общеобразовательного класса; - включение в поурочные планы педагогов адаптивных способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать предметное содержание образования в условиях общеобразовательного класса. 4. Организация психолого-педагогического индивидуальной образовательной программы сопровождения как компонента 4.1. Коррекционно-развивающая работа ведется синхронно с процессом обучения: - на уроках по предметам учебного плана в условиях общеобразовательного класса; - на индивидуальных и групповых занятиях по предметам учебного плана; - на занятиях со специалистами системы психолого-педагогического сопровождения. 4.2. Основанием для разработки психолого-педагогического сопровождения в рамках индивидуальной программы также служит заключение ТПМПК. 4.3.Реализация психолого-педагогического сопровождения (коррекционного блока) осуществляется школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом. Деятельность консилиума регламентируется отдельным локальным актом школы. Ответственным за разработку и реализацию психолого-педагогического сопровождения как компонента индивидуальной программы является председатель школьного психологомедико-педагогического консилиума. 5.Финансирование образовательного образовательной программы процесса на основе индивидуальной 5.1. Источниками финансирования, необходимого для реализации индивидуальной программы, являются средства из бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые в виде субвенций. 5.2. Финансирование индивидуальных программ, необходимое для обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, осуществляется на основе нормативноподушевого финансирования и с учетом норматива, установленного для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида.