Об-организации-обучения-лиц-с-ограниченными-возможностями-здоровья1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Тымская основная общеобразовательная школа»

Утверждено
приказом № 52от 31.08.2017г

Положение
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья
1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится
на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»1;
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2;

Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»; 2

Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Устава и других локальных
нормативных актов МОУ «Приозерская начальная школа – детский сад, реализующая
адаптированные образовательные программы»
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции.
2.2. Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется
порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного
образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 "Об
утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам
дошкольного образования", и программе общего образования, утвержденной приказом
Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема
граждан наобучение по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного
заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций
ПМПК.
2.3. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;

2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего – на дому или в медицинских
организациях,
в форме семейного образования;
по образовательным программам дошкольного образования – в форме семейного
образования.
2.4. Для обучающихся с ОВЗ в МОУ разрабатываются адаптированные основные
общеобразовательные программы по образовательному маршруту в соответствии с
рекомендациями ПМПК. Адаптированная основная общеобразовательная программа –
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
2.5. На основе ФГОС ОВЗ организация может разработать в соответствии со спецификой
своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
2.6. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части создания
специальных условий получения образования.
2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
2.8. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в
том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося
2.8. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
ОВЗ, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающей областей по классам (годам обучения).
2.9. АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
2.10. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация.
2.11.Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения
государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации,
а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам)
обучения.

2.12.Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП
НОО
2.13. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для
реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в в неделю), и часы
на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
2.14. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося
инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
2.15. В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося
с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного
варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной
оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения
родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
2.16. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой
тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании
рекомендации о необходимости предоставления услуг тьютораобучающемуся с ОВЗ
формулирует ПМПК
2.17. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей)
и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.18. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
общеобразовательным программам начального общего образования срок обучения может
увеличен в соответствии с рекомендациями ПМПК;
2.19. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам
в образовательной организации создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие
в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

2.20. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Для образовательных программ дошкольного образования дистанционная форма
реализации образовательных программ не применяется;
2.21. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.22. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным трехразовым питанием;
2) бесплатными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также
услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков при необходимости.
2.23. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при обучении по
дошкольным образовательным программам не взимается.
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ),
дошкольная группа комбинированной направленности, отдельная дошкольная группа для
обучающихся с ОВЗ открываются на основании распоряжения директора образовательной
организации и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей
(законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе или группе
инклюзивного образования, или в отдельном классе или в дошкольной группе для
обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и
вариантов программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о
возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе,
рекомендованной ПМПК. Данное заключение доводится до сведения родителей
(законных представителей).

3.5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор. 5
3.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных адаптированных
общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению
родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций
с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе
в образовательной организации , при отсутствии медицинских противопоказаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».